Брюки - женщинам, юбки - мужчинам


Уважаемые читатели и читательницы нашей рубрики!

I глава

Начиная с этой статьи, мы предлагаем вашему вниманию серию статей, посвященных проблеме равноправия между мужчиной и женщиной в мире моды. В этих статьях будет рассказываться, как решается эта проблема, как она материализуется, и кто из модельеров занимаемся решением этой проблемы, как он воплощает эту идею в своём творчестве.

Итак, статья первая, с символическим названием.

Брюки - женщинам, юбки - мужчинам

Я не хочу кого-то шокировать названием статьи, я хочу просто высказать свой взгляд, как художник-модельер на одежду мужчин и женщин и на положение мужчины и женщины в области одежды. А в качестве примера я беру юбку и брюки и показываю положение этих видов одежды в системе мужской и женской одежды и какая чехарда происходила с этими предметами липовой мужской и женской гордости на протяжении всей истории их существования и какое будущее у юбки и у брюк?

Итак, начнем с брюк для женщин.

Анализируя историю одежды, я пришёл к выводу, что у каждого современного вида одежды есть свой предшественник. Предшественником брюк являются шаровары.

Родиной шаровар, по праву считается Восток, а именно, Персия. Шаровары образовались из юбки и по чисто утилитарной причине. Персидские воины жаловались на то, что в юбках довольно неудобно участвовать в военных походах и сражениях. Самые смекалистые из них стали перетягивать ремнём свои юбки между ног, чтобы удобней было ехать на коне.

Через какое-то время юбки начали сшивать между ног определённым образом, оставляя незашитые места внизу для просовывания ног. Еще через некоторое время верх и низ юбки подворачивали и подшивали в виде кулиски. В эти кулиски вставляли верёвки и затягивали на талии юбку, а низ юбки - на щиколотках ног. Получилась юбка-брюки или всем известные шаровары. Ещё спустя какое-то время шаровары начали раскраивать определённым образом. Что интересно отметить, так это то, что крой классических шаровар не изменился с тех пор: он остался таким, каким появился еще в эпоху существования Древнего Востока.

Несмотря не то, что шаровары - это "мужское" изобретение, они не стали на Востоке "мужским" видом одежды, а очень быстро перекочевали к женщинам. В быту восточный мужчина носил юбку, во время военных походов одевал шаровары. Так, во всяком случае, поступали мужчины Персии. Нельзя сказать, когда появились шаровары в женской одежде, но можно точно указать, с чьей легкой руки это совершилось. История одежды гласит, что в сущности этот "мужской" вид одежды был внесён в дамский гардероб ассирийской царицей Семирамидой ещё в 800-м году до нашей эры! Она участвовала в боях вместе с мужем и одевала "брюки-гольфы" дабы её не узнавали. А из сказок "Тысяча и одна ночь Шехерезады" мы узнаём, что женщины Востока с давних пор носили шаровары и даже какие: это были широкие прозрачные шаровары, присобранные на щиколотках. Их носили не только женщины из гарема, но и те, которые работали в поле (только на этот раз, не шёлковые, а полотняные и в большинстве случаев, чёрного цвета). Китаянки и японки с удовольствием одевали шелковые брюки наподобие пижамных, а таджикские женщины и по сей день носят под платьем узкие брюки. Точно такие же брюки являются типичной одеждой вьетнамских женщин. К сказанному можно добавить, что на перстне-печати из Микен была выгравирована женщина в брюках, да и у древних славян мужчины носили юбочки, а женщины германских племён ходили одетые в брюки.

В эпоху средневековья мужчины брюк в современном виде не знали, а вот юбки у них были в ходу. Такое положение закономерно, во всяком случае, для Западной Европы. Феодальная знать брюк не носила, и этот факт точно установлен. Брюки в виде шаровар встречаются только у крестьян.

В эпоху абсолютизма у мужчин появляются широкие юбка-брюки длиной до колена или до середины бёдер. И только в конце семнадцатого века в мужской одежде появляются "кюлоты", предшественники брюк-гольфов или бридж, т.е. штаны длиной чуть ниже колена и застёгивающиеся ниже колена. Интересно отметить, что вот эта разновидность брюк дожила до сегодняшних дней почти без каких-либо серьезных изменений. Господство "кюлот" длилось аж до Великой французской буржуазной революции, которая положила конец этому господству и дала толчок появлению брюк в мужской одежде. Именно дух демократизма, который несла с собой французская революция и явился причиной возникновения брюк. Конкретно дух демократизма в одежде выразился в том, что одежда аристократов была объявлена расточительной роскошью, созданной кровью и потом трудового народа, и как протест против этой роскоши были выдвинуты на первый план демократические виды одежды трудового народа и, в частности, крестьян и мелкой буржуазии. "Кюлоты" были одеждой аристократов и в противовес им в моду стали входить длиннополые штаны крестьян, участников французской революции. Таким образом, длиннополые штаны, типа "шаровар", которые французские крестьяне носили ещё в эпоху раннего средневековья, можно считать предшественниками современных брюк. Из этих длиннополых штанов и родились брюки, а уже окончательный вид они приобрели только в первой половине девятнадцатого века.

Родиной современных брюк, по праву, считается Англия, и не только брюк, но и всего костюма делового человека. Идейным вдохновителем создания образа делового человека можно считать английского философа-идеалиста Джона Локка. Именно он удачно обрисовал, как должен выглядеть преуспевающий молодой человек и внутренне и внешне, и даже определение, данное Джоном Локком, на долгие годы вошло в обиход. Оно звучит как "джентльмен" - благовоспитанный преуспевающий молодой человек в смокинге, брюках, жилетке, рубашке и галстуке, перчатках, цилиндре и с тростью в руке. Родился такой образ в первом десятилетии ХIХ века, но очень скоро стал классикой мужской одежды и непререкаемым авторитетом, не подвластным никакой критике, чуть ли не божественным существом для всех западных мужчин.

Вот почему всякое посягательство на этот образ со стороны женщин, мужчины гневно пресекали. Юридически мужчин можно понять: ведь женщины фактически покушались на авторское права мужчин, Другое дело, что такое понятие как "авторское право" родилось аж во второй половине ХХ века, а до появления этого права, оно защищалось весьма инквизиторскими способами. И больше всего в этом отношении перепало брюкам. Само слово "брюки" - тюркского происхождения, и означает "сдвоенная юбка" или двойная юбка. Уже в самом слове заключается история возникновения брюк. Последние родились из юбки и представляют собой фактически юбку на каждой ноге. Следовательно, юбка - первична, брюки - вторичны. И тот и другой вид одежды был и в "мужской" одежде и в "женской". Так нет же! Для Западной Европы характерны эксцессы, виновником которых становились брюки, а жертвой была женщина, начиная с времён Древней Греции, и заканчивая Францией ХХ века. На территории Западной Европы всегда наступали времена, когда для "женщин брюки становились опасной одеждой. В период эллинизма их ожидало осуждение на смерть за появление в брюках в общественном месте. В эпоху Средневековья церковь считала замену мужской одежды на женскую и женской на мужскую святотатством, заслуживающим божьей кары. Мужчин и женщин, которые носили одежду противоположную их полу, инквизиция подвергала мучительным пыткам перед тем, как сжечь на костре, так как считала ношение одежды противоположного пола богохульством (а брюки, вообще, считались чисто мужским видом одежды). Средневековая церковь косо также смотрела и на актрис, которые играли мужские роли, переодетые в мужскую одежду. Когда в XIX веке некая голландка села в брюках на велосипед (они, кстати, были достаточно широкими), она вызвала такое волнение, что городской голова вынужден был вызвать пожарных, чтобы восстановить порядок. В то же самое время в Англии в ресторанах отказывались обслуживать женщин, одетых в спортивную одежду, до тех пор, пока вопрос не был поставлен в Парламенте. Парижанки оказались хитрее: они застраховали себя тем, что получили от Департамента полиции разрешение на ношение брюк в общественных местах. Интересно отметить, что за всю историю существования этого парадокса, таких разрешений было выдано всего десять экземпляров. Во время первой мировой войны женщины были вынуждены во многих видах деятельности заменить мужчин, в которых никак нельзя было обойтись без брюк. Тем не менее, еще долго доминировало правило, что брюки не для женщин. Даже купальные костюмы из трико делались с юбочкой, и лишь около 1925 года женщины начали носить купальные костюмы со штанинами и специальные брюки для гимнастических упражнений. Экстравагантные артистки одевали мужские брюки из фланели, и одной из первых была Марлен Дитрих. Сегодняшние молодые женщины не могут даже представить себе подобную дискриминацию. На мой взгляд, все эти эксцессы из-за брюк; происходили по чисто моральным причинам. Каждое общество трактовало по-своему положение мужчины и женщины в этом обществе в соответствии со своей шкалой нравственных ценностей. А одежда была внешним показателем процесса распределения ролей мужчины и женщины в данном обществе.

Именно через одежду и костюм, в целом, выражались социальные роли обоих полов. До возникновения феминистического движения и связанного с ним такого понятия как эмансипация, роль женщины в обществе трактовалась как второстепенная: дети, кухня, церковь - это тот треугольник, в котором должна была проходить жизнь женщины. Очень ограниченное участием общественной жизни, а тем более в общественном производстве, превратило женщин в консервативную силу, и это наложило отпечаток на эпизодическую роль женщин в общественном поогрессе.

Темп жизни женщин был умеренным, что и обусловило консервацию тех видов и форм одежды, которые очень удачно выражали второстепенную роль женщины в обществе, плавный темп её жизни, и её подчинение интересам мужчины. Юбка, платье и сарафан - вот тог стержень, вокруг которого вертелось моделирование "женской" одежды. Когда буржуазия пришло к власти, она уставила свою шкалу нравственных ценностей, но в социальном положении женщины мало что изменилось. Буржуазное общество стало трактовать буржуазную женщину как "служанку общественного сладострастия", в связи с чем, треугольник теперь принял такую форму: киндер, кухня, кардебалет. Правда темп жизни буржуазное общество увеличило и ускорило социальное расслоение общества на богатых и бедных. Резкое разделение буржуазного общества на класс имущих и неимущих, категорическая трактовка роли мужчины и женщины в этом обществе (мужчина главный добытчик денег в семье, жена на содержании мужа) нашло своё выражение во внешнем облике мужчины и женщины и, в частности, в одежде. Темп жизни мужчины резко увеличился, что и повлекло за этим появление более практичных видов одежды для мужчин, а темп жизни женщины, в целом, остался умеренным, что никак не способствовало проникновению идей разработки и для женщин более практичных видов одежды. Моделирование женской одежды, как и раньше, вертелось вокруг трёх основных компонентов: юбка, платье и сарафан. Во всяком случае, такое положение вещей характерно было для Западной цивилизации. И только с возникновением феминистического движения, с всё большим распространением идеи равноправия между полами во всех сферах человеческой деятельности, во всех областях общественной жизни, положение в моделировании одежды для женщин начались существенные сдвиги. Она всё больше и больше становилась практичной, всё больше и больше приближалась к мужской одежде и по форме и по содержанию.

Большую роль в превращении женской одежды в более практичную, сыграли два великих модельера ХХ века: Коко Шанель и великий Ив-Сен Лоран. Именно последний довел гардероб женщины до лаконичной простоты, целесообразности и практичности, ничем не уступающим мужскому гардеробу. Да брюки оказались намного практичнее юбки, более приспособленными к тому темпу жизни, который был навязан буржуазией. Поэтому мужчина Западной цивилизации, скорее всего, под давлением системы нравственных ценностей, которую установило буржуазное общество, отказался на неопределенный срок от ношения юбки и полностью перешёл на использование брюк, как постоянного вида одежды и в гражданской жизни, и в военной.

Можно сказать так: не только брюки, но и весь брючный костюм оказался гениальным изобретением мужчины.

Благодаря этому изобретению гардероб мужской одежды настолько сократился, что мог теперь состоять только из одного брючного костюма, в котором мужчина мог в любое время дня и ночи выглядеть элегантно. Буржуазное общество само спровоцировало появление в мужской одежде такого костюма, в котором, согласно пословице, "по одёжке встречают, а по уму провожают", нашло своё наиболее полное воплощение. И всё потому, что для продажного и лицемерного буржуазного общества внешний вид человека имеет очень большое значение. Это обусловливается тем, что буржуазия, придя к власти, стала насаждать культ скромности в одежде для мужчин в противовес феодалам-аристократам. Если при феодализме одежда мужчин-аристократов была показателем их богатства, то при капитализме показателем богатства мужчины стала одежда женщин, т.е. жены или любовницы, которую он содержал. И чем пышней была одета его содержанка, тем она больше подчёркивала богатстве того, кто её содержал. А сам мужчина как бы оставался в стороне, не афишируя своё состояние, скрывая его под лицемерной маской скромности в одежде. И брючный костюм как раз явился удачным воплощением этой лицемерной скромности. Всё гениальное просто до тошноты. Действительно, в эпоху буржуазности мужчине не нужно было одеваться как павлин, чтобы покорить женщину, ему достаточно было иметь брюки, пиджак, рубашку, галстук и полные карманы денег. Строгая простота его внешнего образа стала каноном на долгие годы, и вот эта строгая простота нашла своё полноценное воплощение в брючном костюме мужчины. Это действительно гениальное изобретение мужчин. Можно иметь три, четыре брючных костюма в своём гардеробе и ничего более, и всегда иметь успех у женщин.

Вершина скромности и простоты! Именно вот этот нюанс очень проницательно подметила Коко Шанель и постаралась создать для женщин гоже такой костюм, на основе которого можно было бы строить гардероб женщины. Костюм, в котором женщина тоже могла бы выглядеть в любое время дня и ночи элегантной. Костюм, который бы составлял основу её гардероба, и кроме этого костюма ей бы ничего не надо было. И ей это удалось осуществить. Теперь мы это творение знаем под названием костюм "Шанель". Так же как брючный костюм, это костюм делового мужчины, так и костюм "Шанель" - это костюм деловой женщины: жакет, юбка, блуза и галстук. Так же как мужской брючный костюм время сделало бессмертным и классическим, так костюм "Шанелъ" тоже стал бессмертной классикой женского делового костюма.

Тем не менее, не смотря не грандиозные успехи в отношении эмансипации женщины, ей, всё-таки, суждено иметь успех у мужчин, отдавать предпочтение не брючному костюму, а юбке, платью и сарафану, как таким видам одежды, которые очень хорошо подчёркивают её женское начало, её сущность. Это обусловливается не только историческим положением этих видов одежды в системе женской одежды, но и тем, что буржуазное общество стало трактовать женщину как "служанку общественного сладострастия", как куклу для сексуальных наслаждений, как секс-символ эротического искусства, поставленного не коммерческую основу. Так вот платье, как никакой другой вид одежды, очень удачно подчёркивает сексуальность женщины. Особенно платье прилегающего силуэта. И до тех пор, пока такое положение вещей будет сохраняться, женщина обречена иметь в своём гардеробе не только брючный костюм, но и юбку, платье и сарафан.

На этом можно было бы поставить и точку в отношение брюк для женщин, если бы не одно но... Движение никогда не бывает односторонним... Только - двустороннее. Это - аксиома. Одно явление непременно влечёт за собой другое явление. Это - тоже аксиома. В нашем случае эта аксиома выглядит следующим образом. Само буржуазное общество породило проблему равноправия между полами, установление которого началось с эмансипации женщины. Но эмансипация женщины - это начальная стадия установления реального и полного равноправия между мужчиной и женщиной. Вслед за женской эмансипацией, должна быть эмансипация мужчины, как конечная стадия установления равноправия. Естественно, возникает вопрос: "А что же такое равноправие между мужчиной и женщиной вообще, и что такое равноправие между полами в мире одежды, в частности?" Из собственного жизненного опыта мне известно, что когда даешь общее определение какому-нибудь общественному явлению, многое становится понятным, и конкретное проявление этого явления в той или иной сфере бытия уже не воспринимается как неожиданность и не оказывает шокирующего воздействия. Когда есть общее определение, из него всегда можно сделать частное без особых затруднений.

В нашем случае, разум подсказывает нам, что есть необходимость сформулировать общее определение, чтобы перейти к его частным проявлениям в той сфере человеческой деятельности, которую мы анализируем. Итак, делаем общее определение равноправия:

Равноправие между мужчиной и женщиной - это такие взаимоотношения между ними, при которых представители обоих полов являются:

  1. Экономически независимыми индивидами общества не основе участия в общественном материальном и духовном производстве и потреблении продуктов общественного производства в равной степени и равном объёме.
  2. Юридически полноправными членами общества, которым общество гарантирует равные права на участие в социально-политической жизни обществе во всех областях общественной жизни и во всех сферах человеческой деятельности;
  3. Высоконравственными свободными личностями, сформированными на основе постоянного нравственного самосовершенствования, уважающие свободу действий другой личности, ее чаяния, мечты и желания.

Более коротко можно сформулировать так: равноправие между мужчиной и женщиной это - предоставление равных прав мужчинам и женщинам на их участие в общественном материальном и духовном производстве, на пользование всеми продукта общественного материального и духовного производства в равной мере и равном объёме; на участие в социально-политической жизни общества без всяких ограничений во всех сферах человеческой деятельности и во всех областях общественной жизни и на организацию своей личной жизни по своему усмотрению на основе нравственного самоопределения. Это моё определение. Я не претендую на истину в последней инстанции, поэтому, если у кого-то есть другое определение, оно мной будет рассмотрено с большим интересом.

Само собой разумеется, что от определения до внедрения равноправия во все области общественного бытия - дистанция огромного размера. Что касается равноправия, то здесь всегда нужно принимать во внимание два существенных момента: во-первых, равноправие между мужчиной и женщиной - это явление всемирно-исторического значения и, во-вторых - это явление всеобщее. Такого быть не может, чтобы где-то было равноправие, а где-то его не было. И если в какой-то области общественного бытия наблюдается отсутствие равноправия, то это происходит по вине самих людей. Чаще всего от непонимания сути равноправия, а не умения предвидеть проявление конкретных форм равноправия в конкретных областях общественного бытия, т.е. как оно должно проявляться в той или иной сфере человеческой деятельности, в той или иной области общественной жизни. Как раз анализ равноправия в той сфере человеческой деятельности, которую мы рассматриваем, и показывает, что реального полного равноправия между мужчиной и женщиной здесь нет. И причина такого положения вещей кроется в инертности мышления, как мужчин, так и женщин. В целом, на сегодняшний день, мир одежды - это есть некое царство, в котором женщина занимает доминирующее положение, а мужчина - второстепенное. Но мне думается, что реального и полного равноправия между мужчиной и женщиной пока нет ни в одной области общественного бытия. Где-то доминирует мужчины, а где-то - женщины. И основная причина этого, на мой взгляд, лежит в недостаточном осознании мужчинами и женщинами равноправия как всемирно-исторического явления и всеобщего.

Как всемирно-историческое явление, равноправие неизбежно, ибо общественный прогресс не остановить, но внедрение этого равноправия во все области общественного бытия возможно только через эмансипацию женщины и эмансипацию мужчины. Эмансипация женщины уже завершается, а эмансипация мужчины ещё не начиналась. Естественно возникает вопрос: "А что же такое эмансипация женщины и эмансипация мужчины?" Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо обратить внимание на следующую деталь. От того, что будет дано определение равноправия и принят закон об уравнивании в правах мужчин и женщин, реальное и полное равноправие между мужчиной и женщиной ещё не наступит. Должно произойти какое-то общественное явление, которое и приведет к торжеству равноправия во всех областях общественного бытия.

Вот таким явлением и есть эмансипация женщины и мужчины. Эмансипация женщины - уже пройденный этап! Но... общественное сознание зациклилось на эмансипации женщины, и упустило из виду другую, не менее важную, деталь. Человеческое общество состоит из мужчин и женщин, и если имеет место эмансипация женщины, то должна быть и эмансипация мужчины. Не нужно забывать, что движение всегда двустороннее, что одно общественное явление неизбежно влечет за собой другое явление. Так уж устроено человеческое общество. Поэтому, эмансипация мужчины - это не миф, а суровая реальность, без которой не наступит реального и полного равноправия между полами. Когда осознаёшь этот факт как непреложную истину, возникает жгучее желание дать определение эмансипации мужчины, Ну что ж, давайте вместе попробуем это сделать.

Но перед тем как дать определение, нужно уточнить такой момент: и эмансипации женщины, и эмансипация мужчины представляют собой социально-психологическое явление, направленное на раскрепощение сознания мужчины или женщины в социально-экономическом, политическом, юридическом и моральном плане, на освобождение этого сознания от стереотипов поведения, навязанных мужчине и женщине человеческим обществом, но которые были выработаны этим же обществом на основе специфического понимания им ролей и положения мужчины и женщины в этом обществе в каждую конкретную историческую эпоху. На возвращение сознания женщин и мужчин в его естественное состояние, на осознание мужчинами и женщинами, прежде всего, своей человеческой сущности, как свободных и полноправных индивидов человеческого общества. На каждом этапе своего развития человеческое общество рассматривало положение и роли мужчины и женщины в этом обществе в соответствии с конкретными историческими условиями. Но человеческая сущность представителей обоих полов в расчёт не принималась. Ни первобытно-общинное, ни рабовладельческое, ни феодальное, ни буржуазное общества этот момент в жизни мужчин и женщин в расчет не принимали. Над человеческой сущностью обоих полов висело как бы проклятие. Но по иронии судьбы, именно буржуазное общество подняло вопрос о равноправии полов, борьба за которое началась с борьбы за эмансипации женщины, т.е. за превращение её в полноправного члена общества во всех областях общественного бытия. Поскольку на определённом этапе развития буржуазного общества мужчина доминировал над женщиной, то борьба за эмансипацию женщины была явлением прогрессивным и оправданным. Но по мере всё большего и большего раскрепощения женщины становилось всё более ясным, что с окончанием процесса эмансипации женщины реальное и полное равноправие между полами не установится, особенно в области нравственных взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Зажатый в тисках всевозможных предрассудков и традиционного мышления относительно положения и роли мужчины в человеческом обществе, мужчина, в результате завершения процесса эмансипации женщины, может оказаться в худшем положении по сравнению с женщиной. Женщина может оказаться в доминирующем положении, а мужчина - в подчинённом.

Чтобы этого не произошло, сторонникам равноправия разобраться в сути этого явления, признать как непреложный факт, что эмансипация женщины - это начало установления реального и полного равноправия между мужчиной и женщиной, а завершиться этот процесс только после осуществления эмансипации мужчины. Коротко можно сказать так: реальное и полное равноправие между мужчиной и женщиной состоит из эмансипации женщины и эмансипации мужчины.

Эмансипация женщины - начальный этап, эмансипация мужчины - конечный. Возникает вопрос: "Какие же взаимоотношения должны установиться между мужчиной и женщиной в результате торжества реального и полноправного равноправия между ними?" Принимая во внимание выше формулированный тезис, получаем ответ: отношения дружбы, сотрудничества и взаимного уважения. Установление таких взаимоотношений возможно только на основе правового равноправия между мужчиной и женщиной во всех сферах человеческой деятельности и во всех областях общественной жизни. Это фундамент реального и полного равноправия, вершиной этого равноправия является область нравственных взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Именно преобразование сознания мужчины и женщины в направлении осознания ими неизбежности и правомерности установления между ними реального и полного равноправия через осуществление эмансипации женщины и мужчины как раз и приведёт к установлению между ними отношений дружбы, сотрудничества и взаимного уважения. Через осознание ими равноправия как явление всеобщего, которое имеет свои конкретные формы проявления в той или иной сфере человеческой деятельности, в той или иной области общественной жизни. Через осознание мужчинами и женщинами уникальности человеческой жизни, представители того или иного пола, через признание мужчиной прав женщины, а женщиной - прав мужчины, строить свою личную жизнь в соответствии со своими чаяниями, надеждами и желаниями, не ущемляя при этом в правах лицо противоположного пола. Одним словом, установление реального и полного равноправия между мужчиной и женщиной, превратит их в высоконравственные суверенные личности человеческого общества.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод: основой установления реального и полного равноправия между мужчиной и женщиной является их участие во всех областях материального и духовного производства в равном количественном отношении.

К сожалению, на сегодняшний день такого равного соотношения нет. В одной области превалируют мужчины, в другой - женщины. Например, в автомобильной промышленности господствуют мужчины, в лёгкой промышленности - женщины. В начальной и средней школе превалирует женщины-учителя, в высшей школе - мужчины-преподаватели. В атомной энергетике превалируют мужчины, в сельском хозяйстве - женщины. В торговле превалируют женщины; в металлургической промышленности - мужчины. В области спорта ситуация ещё парадоксальней: например: в футболе превалируют мужчины, а в художественной гимнастик и в синхронном плавании мужчин совсем нет.

И это при том, что женщины уже и в бокс проникли, и в борьбу, и даже в тяжелую атлетику! Чем можно объяснить такую диспропорцию? Только непониманием сущности равноправия ни мужчинами, ни женщинами.

Самая яркая диспропорция наблюдается в мире моды, в котором женщина пользуется абсолютной свободой, а мужчина ограничен в правах до минимума. В то время как арсенал "женской" одежды расширен же необъятных размеров, арсенал "мужской" одежды ограничен необходимые минимумом. Мне думается, что если бы в мире моды было равноправие между полами, то и не было бы такого явления как трансвестизм. Да и случаев транссексуализма было бы немного меньше. Абсурдность ситуации с равноправием и приводит к крайностям. То, что происходит в мире моды, как раз и подтверждает мою мысль о том, что зацикливание на эмансипации женщины может привести к противоположному результату: получится раскрепощение женщины за счёт закрепощения мужчины. Тех мужчин, которые пытаются бороться за свою эмансипацию (чаще всего это происходит неосознанным образом) сразу же записывают в гомосексуалистов, не пытаясь даже вникнуть в суть происходящего явления. Вот вам и подтверждение моих выводов о том, что вслед за эмансипацией женины должна идти эмансипация мужчины.

Следовательно, что такое эмансипация мужчины можно определить следующим образом: эмансипация мужчины - это раскрепощение сознания мужчины путем предоставления ему реальной возможности создать свои производительные силы в тех областях общественного материального и духовного производства, в которых превалируют женщины, а также предоставить ему реальную возможность пользоваться всеми продуктами материального и духовного производства в равной степени и равном объеме.

Равные производительные силы станут основой установления между мужчиной и женщиной партнёрских отношений и сотрудничества. Как, например, в полиции США или Франции. Развитие партнерских отношений заставят мужчину отказаться от ложных стереотипов поведения, навязанных ему человеческим обществом. А сотрудничество поможет ему освободиться от негативных традиций и предрассудков в отношении пользования всеми продуктами материального и духовного производства. Отношения партнерства и сотрудничества между мужчиной и женщиной во всех областях общественного бытия будут способствовать выработке новых нравственных взаимоотношений между ними, стержнём которых станет взаимное уважение свободы выбора того или иного образа личной жизни, взаимное уважение и неукоснительное соблюдение представителями обоего пола прав человека и гражданина.

Признание приоритета юридических прав, установленных государством, над ложными традициями и предрассудками, пока еще существующими в человеческом обществе, заставит мужчин и женщин видеть друг в друге, прежде всего, полноправную неповторимую человеческую личность со своим внутренним духовным миром. И на основе этого признания мужчины и женщины постепенно сформируются как высоконравственные индивиды человеческого общества. Теперь можно сделать резюме: без эмансипации женщины и мужчины не будет реального и полного равноправия между ними.

Без реального и полного равноправия во всех сферах человеческой деятельности, во всех областях общественной жизни, мужчины и женщины не станут высоконравственными индивидами человеческого общества. Экономическая свобода, юридическое и фактическое равенство в правах, взаимное уважение свободы выбора организации желаемого образа личной жизни, сотрудничество в области общественного материального и духовного производства и, наконец, признание уникальности и неприкосновенности человеческой жизни - вот слагаемые новых нравственных взаимоотношений между мужчиной и женщиной, которые сформируются между ними с момента установления реального и полного равноправия.

А теперь эти общие выводы давайте применим к той сфере человеческой деятельности, которую мы анализируем. Посмотрим, как осуществляется принцип в мире моды. Для этого сначала из общего определения сделаем частное. Итак, равноправие между мужчиной и женщиной в мире моды - это предоставление равных прав мужчине и женщине на участие в производстве всех материальных элементов (одежда, обувь, головные уборы и аксессуары), входящих в систему моды, и на пользование всеми материальными элементами мира моды в равной степени и равном объёме. Из этого определения следует, что если мужчина участвует в производстве юбки, платья и сарафана для женщины, то он имеет полное право и для себя сшить эти виды одежды и носить его. Это по теории, а на практике пока что такого равноправия не наблюдается. Наоборот, имеет место дискриминация мужчин, но уже со стороны женщин, которые никак не хотят признавать право мужчин на ношение ими юбок, платьев, сарафанов. Отчего так происходит? Да оттого, что провозглашение равноправия ещё не делает истинно равноправными мужчин и женщин! Женщина ведь тоже не сразу начала носить брюки или брючный костюм, хотя и получила равноправие! Только эмансипация женщины раскрепостила её и сделала свободным человеком. То же самое должно произойти и с мужчиной. Только эмансипация мужчины поможет ему избавиться от страха перед вышеназванными видами одежды. Только раскрепощение сознания мужчины путём соответствующего воспитания поможет ему безбоязненно пользоваться не только юбкой, платьем и сарафаном, но и декоративной косметикой, носить всевозможную обувь на каблуке любой высоты, расцветки и формы, различной формы головные уборы и делать себе любого вида причёски. Да, прогресс в этом отношении будет происходить медленно, потому что "... ум человека изменяется очень медленно". Тем отраднее заметить, что ростки прогресса в сторону эмансипации мужчины уже начинают произрастать. Чтобы эмансипация мужчины в мире моды происходила более плодотворно, должна появиться плеяда модельеров, которые разрабатывали бы для мужчин не только брючные костюмы, но и юбки, платья и сарафаны. Не только обувь на низком каблуке, но и на высоком, разрабатывали бы обувь любой формы и расцветки. Головные уборы любой формы и расцветки, причёски и макияж - утренний, вечерний и фантази. Одним словом, уделяли бы внешнему облику мужчины столько же времени, сколько и женщине, столько же внимания, сколько и женщине; проявляли ли бы о нем столько же заботы, сколько они проявляют на сегодняшний день и женщине. При таких условиях эмансипация мужчины пойдёт быстрее и плодотворнее. Но модельеры должны быть всего лишь проводниками идеи равноправия между мужчиной и женщиной в мире моды, воплощать эту идею в материальных художественных образах, а наибольшую активность в этом вопросе должны проявлять сами мужчины.

Раскрепостить сознание мужчин может помочь им в этом знание ними истории костюма, этнографии костюма и психологии костюма. Следовательно, к модельерам должны ещё присоединиться искусствоведы, этнографы и психологи как идейные вдохновители мужчины на борьбу за своё равноправие в мире моды. Когда появится вот такая "могучая кучка" единомышленников, тогда дело эмансипации мужчины и восстановление его в правах в мире моды будет решено наилучшим образом.

В настоящий момент идеи равноправия между мужчиной и женщиной разрабатывает только небольшая когорта модельеров-мужчин: Эдвард Дункан - в Шотландии, Фридрих фон Асс - в Германии, Жан-Поль Готье - во Франции и Владимир Назарецкий на Украине в городе Луганске. А из модельеров-женщин - только Джулия Мортон из США.

Поскольку в моем распоряжении имеется довольно ограниченное количество информации о творчестве этих модельеров, то ограничусь тем, что выскажу несколько слов о творчестве художника-модельера из Луганска Владимира Назарецкого. Тем более, что творчество этого художника с самого начала было пронизано идеей восстановления мужчин в правах в области моды. В целом его творчество в области моделирования одежды можно сформулировать так: превращение моделирования костюма человека в особый вид живописи, близкий к портретному, путём создания художественных образов, которыми можно было бы восхищаться не один десяток лет; индивидуализация человека через создание вешнего образа, соответствующего внутреннему духовному миру; материализация идеи равноправия между мужчиной и женщиной в мире моды с помощью разработок всевозможных видов одежды, обуви, головных уборов, аксессуаров, причесок, макияжа (утренний, вечерний и фантази) в равной степени и равном объёме. Как видно из вышеприведённого определения, творчество этого художника развивается по трем взаимосвязанным направлениям: 1-е, моделирование костюма человека - как портретная живопись; 2-е, индивидуализация внешнего образа человеками; и, 3-е, равноправие между мужчиной и женщиной в мире моды.

Анализ двух первых направлений будет мной сделан в следующих статьях, а сейчас я остановлюсь только на третьем направлении.

Само собой разумеется, что идея равноправия в творчестве этого художника родилась не на голом месте и не сразу, хотя попытки моделировать для мужчин юбки, платья и сарафаны была им предпринята еще в "глубоком" детстве, лет в 13-14. Но осознание важности выбранного направления пришло к нему гораздо позже, уже в годы учебы в Киевском технологическом институте лёгкой промышленности (КТИЛП) на факультете моделирования и конструирования одежды. А окончательная убеждённость в правоте своих идей наступила, когда он создал коллекцию моделей одежды для мужчин, в которой наряду с брючными костюмами, были и юбки, платья и сарафаны.

По установленной традиции всем студентам КТИЛП Киевский Дом мод предоставлял право показывать свои коллекции в помещении Дома мод. Вот этим правом и воспользовался студент Назарецкий Владимир, который 27-го мая 1978 года представил свою авторскую работу на суд художественного совета Киевского Дома мод и средств массовой информации тогдашнего СССР. Очень обидно, что несмотря на положительную реакцию предложенных для мужчин брючных костюмов, юбки, платья и сарафаны для них вызвали резко отрицательную реакцию и со стороны женщин-модельеров и женщин-журналистов. А мужчины-модельеры и журналисты-мужчины выразили скептическое отношение к внедрению юбок, платьев и сарафанов в арсенал мужской одежды. Поэтому информация о показе коллекции моделей одежды Владимира Назарецкого в столичной киевской прессе была очень скудной, и только английская газета "Гардиан" напечатала репортаж об атом событии и дала весьма лестную оценку творчеству начинающего художника-модельера Владимира Назарецкого. Было это в 1978 году, в самый разгар брежневской эпохи. После окончания института Владимир Назарецкий ещё несколько раз пытался реализовать свои идеи, но всё было безрезультатно. На собственном опыте он убедился, что пробить какой-нибудь проект сквозь строй советских чиновников, можно было только "чугунным" лбом. Да и общественное мнение еще не было готово к столь радикальному изменению внешнего образа мужчины. В 1978-1979 годах Владимир Назарецкий попробовал пропагандировать юбку для мужчин на собственном примере. Другими словами, в открытую стал носить юбки для мужчин, которые сам смоделировал и изготовил. Так он поступил в Луганске в 1978 году и Сочи в 1979 году, когда отдыхал там. Ровно через десять лет он повторил свой эксперимент. В 1988 и 1989 годах в Луганске в течение месяца он носил юбки для мужчин собственного производства. В целом реакция мужчин, что в 1978-1979 гг. была отрицательной, что в 1988-1989гг. И всё это из-за того, что сознание мужчин в отношении равноправия мужчин было на низком уровне. В 1988 году Владимир Назарецкий начал создаватъ первый в Луганске частный Дом мод, который специализировался на производстве костюмов концертно-театрального назначения. Это был основной вид деятельности, но оставался и второй вид - это всё. для мужчин, начиная от брючных костюмов до юбок, платьев и сарафанов. Другими словами, разработка возможных видов одежды, обуви, головных уборов и аксессуаров для мужчин по индивидуальным заказам. В 1990 году Владимиру Назарецкому улыбнулась удача. Одна из его коллекций для мужчин, в которой были не только брючные костюмы, но и юбки, платья и сарафаны, была показана по Луганскому областному телевидению на канале "6-ой канал" и по республиканскому - в передаче "У неділю в ранці". Окрылённый таким небольшим успехом Владимир Назарецкий начал готовить следующую коллекцию. Но... увы! На Украине после 19 августа 1991 года наступили смутные времена. Экономическая ситуация ухудшилась настолько, что всякие эксперименты пришлось отложить. Тем не менее, работа в этом направлении не остановилась, а пошла в русле теоретических исследований.

Как известно, любому художнику для того, чтобы успешно разрабатывать какую-либо идею в своем творчестве, нужна обширная теоретическая база, которая включает в себя источники творчества, методы и способы создания художественного образа, и принципы воплощения задуманных идей.

В нашем случае источниками творчества модельера Владимира Назарецкого являются: история костюма, этнография костюма, старинные журналы мод и журналы прошлых лет, картины художников прошлых эпох, музыкальные произведения классической и джазовой музыки, музыка из кинофильмов и сами кинофильмы. Именно вот на таком арсенале источников творчества и могло родиться стремление восстановить мужчину в правах в области моды. Что касается методов создания художественных образов и нового имиджа мужчины, то они базируются на творческой переработке исторического прошлого как всей одежды в целом, так и мужской одежды в частности. На творческом заимствовании определённых видов одежды из гардероба женской одежды. На анализе творчества великих мастеров швейной иглы, таких как Коко Шанель и Ив-Сен Лоран, Пьер Карден и Пако Рабан, которые очень сильно повлияли на профессиональный рост художника-модельера Владимира Назарецкого. В отношение методов, которыми руководствуется в своём творчестве Владимир Назарецкий, можно сказать так: знание истории костюма как женского так и мужского, и диалектики их развития, позволило ему сделать вывод о том, что ничего принципиально нового в мире моды создать невозможно, со временем будет изменяться только форма, содержание же будет оставаться прежним. Поскольку форма явления не долговечна, то через определённое время она сама себя изживает. Чаще всего на изменение формы действуют изменившиеся внешние условия существования этой формы. Именно изменяющиеся условия и требует от содержания изменить форму своего существования.

Как раз на постоянном изменении формы и родилось такое явление: как мода. В области моделирования костюма человека мода приобрела статус всесильного диктата. Она требует, чтобы ей починялись беспрекословно. И когда наступает момент наибольшего подчинения её диктату со стороны большого количества людей, она мгновенно меняет форму костюма человека, котоую навязала большинству людей, на другую, более модную. Поэтому срок жизни моды скоротечен и. недолог. Через каждые пятнадцать-двадцать лет мода на форму костюма человека меняется. Следовательно, если безоговорочно подчиняться требованиям моды, то это получится бесконечная гонка за модой. Что же в отношении создания образцов высокого искусства, то тут ориентация на моду совершенно неприемлемо. А если моделирование костюма человека рассматривать как вид живописи, близкий к портретному, то ориентироваться нужно не на моду, а на бессмертные образцы высокого искусства, изобразительного или музыкального, лучше всего на классические. Поэтому моду, как диктат в отношении моделирования костюма человека, Владимир Назарецкий отвергает начисто. Моду, как закономерную смену форм костюма человека через определённое время, игнорируя в этом отношении, он придерживается правила, которое сформулировала Коко Шанель: "Мода выхолит из моды, а стиль - никогда".

Стиль, в котором создает свои модели Владимир Назарецкий, можно назвать элегантно-романтическим. Этому стилю он и следует, несмотря на любые веяния моды. В то же самое время отношение к моде, как к виду искусства, у Владимира Назарецкого вполне доброжелательное. Но, если рассматривать моду как вид декоративно-прикладного искусства, тогда ее правильней называть дизайном костюма человека, а людей, которые занимаются созданием костюма для человека, дизайнерами по костюмам или художниками по костюмам. Сам себя Владимир Назарецкий называет не модельером, а художником по костюмам. Объясняет он это тем, что он создает не просто модели одежды, а рисует свои картины с помощью текстильных и не текстильных материалов. И он хочет, чтобы его картины жили в памяти людей долгие годы, а не считанные дни, и вызывали бы бесконечное чувство восхищения мастерством художника. Таким образом, первый метод можно сформулировать так: история костюма - это запрограммированное будущее и виртуальное настоящее костюма человека. Девиз: Смотри в будущее через прошлое! Второй метод можно сформулировать так: не мода правит балом, а стиль! Если хочешь, чтобы твоими моделями восхищались, рисуй картины. Девиз: Создавай не модное, а бессмертное. Что касается третьего метода, то перед как его сформулировать, необходимо сделать небольшое отступление. Проанализировав диалектику развития мужской и женской одежды, а также технологию изготовления этих видов одежды, Владимир Назарецкий пришел к выводу, что деление на одежды на мужскую и женскую - чисто условное. По сути дела никакой ни мужской, ни женской одежды нет. Есть просто одежда, которою каждый пол использует по своему усмотрению. Потому что у каждого пола есть свое отношение к этому предмету первой необходимости. Чтобы этот тезис не казался абсурдным, нужно рассмотреть само понятие "одежда" с этиологической, исторической и технологической точек зрения.

Итак, начнем с самого слова "одежда", которое означает "жилище", а источником происхождения этого предмете первой необходимости явился животный мир, который окружал первобытного человека. Шкура у животных, оперение у птиц, панцирь у черепах, и ракушечный дом на спине у улитки - вот что послужил толчком к появление в мозгу у первобытного человека мысли о создании и для себя вот такого мини-дома, который можно было бы носить с собой. Поэтому первоначальный смысл слова "одежда" означает "дом, который всегда со мной" или "походное жилище, переносное". А раз одежда - это жилище, и тогда оно должно выполнять какие-то функции, и, прежде всего, утилитарные. Поскольку одежда появилась с чисто практической целью, то утилитарная ее функция заключалась, в первую очередь, быть средством защиты тела человека от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Поэтому она и стала предметом первой необходимости, поскольку удовлетворила чаяниям первобытного человека иметь постоянно с собой компактное жилище, такой же дом, как раковина у улитки. Жилище, которое могло бы защитить человека, в случае возникновения опасности. И вот эту свою утилитарную функцию одежда человека не утратила и по сей день. Одежда человека, какой бы формы она ни была, действительно, является жилищем человека, миниатюрным домом на плечах, заветной оболочкой тела.

Но человек существо кокетливое, как и все животные, его окружающие, и к первоначальной функции одежды постепенно прибавилась вторая, не менее важная функция - эстетическая. Именно эстетическая функция одежды послужила источником возникновения разнообразных форм одежды. Другими словами первобытный человек захотел, чтобы его "жилище" было не только практичным, но и красивым в меру тех представлений о красоте, которые были в арсенале сознания первобытного человека. На основе первой и второй функций возникла третья - сексуальная. Именно она стала виновницей деления одежды на мужскую и женскую, и той чехарды с мужской и женской одеждой, с которой я начал свою статью. Как утверждают психологи, виновником возникновения сексуальной функции одежды является мужчина. Обусловливается это тем, что с биологической точки зрения, мужчина как самец намного кокетливее женщины, как самки. Стремление мужчины внешне отличаться от женщины и породило разделение одежды на мужскую и женскую. Скорей всего он действовал в этом отношении неосознанно, а из стремления подражать птицам, самцы которых имели более яркое оперение, чем самки, например: павлины, попугаи, петухи и другие представители пернатых. Или брел пример с млекопитающих животных таких, как лев, например. Как бы там ни было, но своим стремлением внешне отличаться от женщины, мужчина превратил одежду в одно из действенных средств выражения человеческой индивидуальности. Стремясь своим костюмом отличаться от женщины, мужчина, в истории развития одежды, стал первопроходцем многих видов одежды, которые на сегодняшний день считаются женскими.

Если внимательно проанализировать историю одежды, то можно заметить, что происхождение всех видов одежды - это чисто мужское изобретение. Подавляющее большинство видов одежды, которые сегодня носит женщина, когда-то придумал мужчина и первый этот вид носил. Потом он отказывался от этого своего изобретения или на неопределённее время забывал о нем. Поскольку мир людей состоит из мужчин и женщин, то, естественно, тот вид одежды, от которого отказался мужчина, переходил в арсенал женской одежды и оседал там либо навсегда, либо на неопределённое время. Другими словами, до того момента, пока изобретательская мысль мужчины не вспомнит о своём прошлом изобретении. Когда общество разделилось не классы, к трём основным функциям одежды добавились различные социальные функции. Именно социальные функции одежды и стали причиной возникновения той маразматической круговерти, которая закрутилась вокруг деления одежды на мужскую и женскую, довело это деление до умопомрачительного абсурда, который повлёк за собой запреты, наказания и даже инквизиторские методы борьбы с теми мужчинами и женщинами, которые отрицали деление одежды на мужскую и женскую. И вот эта круговерти правила бал аж до семидесятых голов XIX века, до момента зарождения движения за эмансипацию женщины. А закончилась она лишь в семидесятых годах двадцатого века. Окончание этой круговерти связано с именами двух французских кутюрье: Коко Шанель и Ив-Сен Лорана. Именно им удалось доказать абсурдность деления одежды на мужскую и женскую.

В настоящее время большинство модельеров абсурдность деления одежды на мужскую и женскую не оспаривают, но все еще цепляются за условность её деления по половому признаку. И вот этот консерватизм не даёт большинству модельеров по-новому на историю мужской одежды и на положение мужчины в мире моды. Коко Шанель и особенно Ив-Сен Лоран поставили точку в отношении эмансипации женщины, сделали первый шаг в направлении установления в мире моды реального и полного равноправия между мужчиной и женщиной.

Теперь необходимо сделать второй шаг, решающий. Шаг в направлении эмансипации мужчины в мире моды. Вот этот второй шаг и решил сделать Владимир Назарецкий, модельер из города Луганска, который находится на территории Украины, Каким же образом он намеревается это сделать? Прежде всего он предлагает в процессе моделирования моделей одежды, обуви, головных уборов и аксессуаров уделять мужчине столько же времени, сколько на сегодняшний день удаляется женщине. Для этого необходимо не только хорошо изучить историю и этнографию мужского костюма, но и сделать их постоянными источниками обновления и пополнения арсенала мужского костюма. Это богатейшие источники творчества для художника-модельера.

Если подойти к истории мужского костюма как к руководству к действию, то необходимо сделать вывод о том, что весь мир одежды или моды, в котором сегодня царствует женщина - это чисто мужское изобретение. Подтверждается это тем, что все виды одежды, которые носит сегодняшняя женщина, когда-то изобрёл мужчине и первым эти виды одежды носил. Достаточно посмотреть на мужчин эпохи средневековья и абсолютизма, чтобы убедиться в этом. Даже такой вид одежды как бюстгальтер, и тот - чистое изобретение мужчины. Но сей раз он его изобрёл не для себя, а для своей прекрасной половины. Этот вид одежды потому и носит имя своего изобретателя швейцарца Гальтера. Появился этот вид одежды в 1879 году. Поскольку в те времена маленькие мальчики тоже носили лифчики, т.е., очевидно, во избежание путаницы, изобретатель решил назвать своё новшество не лифчиком, а бюстом Гальтера. С тех пор и стали называть женские лифчики бюстгальтерами. И это название прижилось во многих странах. А возьмите такой вид одежды как колготки и чулки? Это же настоящее мужское изобретение! Шерстяные колготки мужчина носил ещё в эпоху средневековья, а чулки у мужчин были такой сногсшибательной красоты, что аж женщины завидовали. Поэтому, когда мужчина отказался от чулок, они тут же перекочевали в гардероб женщины. Спрашивается, как же можно всерьёз воспринимать деление одежды на мужскую и женскую, если вся одежда с исторической точки зрения является монопольным изобретением мужчины?! Да мужчину просто-напросто заставили изменить своё отношение к одежде в целом, и своему костюму, в частности, резко изменившиеся внешние обстоятельства. Такими обстоятельствами явились: резкий переход от феодального общества к буржуазному, который ярче всего проявился в форме Великой французской буржуазной революции, и резкое возрастание роли денег в буржуазном обществе, что повлекло за собой резкое разделение буржуазного общества на класс имущих и неимущих; а также резкое разделение социальных ролей мужчины и женщины в обществе с точки зрения буржуазной морали. Именно вот эти обстоятельства и стали причиной того, что мир одежда или моды стал постепенно превращаться в "женское" царство.

Как это произошло, я уже писал в начале своей статьи, и здесь я лишь подчеркну один существенный момент в этом превращении: буржуазная мораль требовала от буржуазного мужчины, чтобы он не уделял своему внешнему виду чрезмерного внимания, и не выглядел в своём костюме как "павлин". Теперь роль "павлина" в одежде передавалась женщине в соответствии с требованиями буржуазной морали, которая считала, что "тряпки" и увлечение "тряпками" - это чисто женское дело, привилегия женщин. Но, как говорили древние ри,мляне: "Времена меняются, и мы вместе с ними". Общество не стоит на месте, оно развивается, так же, как развиваются и взаимоотношения между его составными элементами, мужчиной и женщиной. Превращение мира одежда в "женское царство" началось задолго до эмансипации женщины, но именно эмансипация превратила женщину не только в королеву моды, но и в равноправного члена общества. Xотел того буржуазный мужчина или нет, но в мире одежды он превратился во второразрядное существо, как бы починенное власти женщины. Другими словами, в мире одежды она - королева, а он - её слуга. И произошло это благодаря эмансипации женщины.

Теперь, для того, чтобы стать с ней вровень, нужна эмансипация мужчины, чтобы рядом с равноправной женщиной стоял равноправный мужчина. Другими словами, рядом с королевой должен стоять король! Так требует логика развития взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Только тогда, когда мужчина получит статус равноправного существа в мире моды, наступит в этом мире эпоха реального и полного равноправия между мужчиной и женщиной. Поэтому, как считает Владимир Назарецкий, эмансипация мужчины в области моды должна начаться с возрождения мужской одежды. Другими словами, нужно возвратить мужчинам их изобретение, сделать их полноправными пользователями своего же изобретения.

Достичь этого можно, если отказаться делить одежду на мужскую и женскую, признать это деление абсурдным и развивать для мужчин всевозможные виды одежды, обуви, головных уборов и аксессуаров, опираясь на историческое прошлое мужского костюма. Сделать арсенал мужеского костюма таким же разнообразным и обширным, каким на сегодняшний день является арсенал женского костюма. При моделировании всевозможных костюмов для мужчин необходимо принимать во внимание, прежде всего человеческую сущность, а не половой признак мужественности. Рассматривать его как личность со своими психологическими особенностями, со своим внутренним духовным миром. Вот это и будет возрождением мужской одежды, мужского костюма, возрождением мужчины в мире моды. Именно возрождение мужского костюма является фундаментальной основой эмансипации мужчины.

Возрождение мужского костюма должно развиваться по трём направлениям:

  1. Это - творческая переработка исторического прошлого мужского костюма с целью создания новых моделей костюмов для мужчин.
  2. Это - создание новых моделей костюмов для мужчин на основе творческого переосмысления этнографического наследия мужского костюма в мировом масштабе.
  3. Это - создание новых моделей костюмов для мужчин на основе творческой переработки арсенала женской одежды, исходя из диалектики развития.

Вот эти три направления и будут способствовать раскрепощению мужчины, освобождению его кокетливой натуры от предрассудков прошлого, становление его как личности в мире одежды или мире моды.

Приведу несколько примеров, подтверждающих явную необходимость развития возрождения мужской одежды именно по этим трём направлениям.

Возьмем первое направление. История мужского костюма показывает, что в арсенале мужской одежды были чулки и колготки. Спрашивается, почему сейчас в век равноправия между мужчиной и женщиной нельзя разработать модели чулок и колготок для мужчин? Разве не найдутся мужчины с удовольствием готовые носить эти виды одежды? Почему модельеры в этом направлении ничего не делают? Да потому, что большинство модельеров и понятия не имеют, что такое равноправию между мужчиной и женщиной в мире моды! А эмансипация мужчины и вовсе для них темный лес! Это един пример, а теперь возьмем другой. История мужского костюма показывает, что и мужчине носил обувь не только черного цвета, но и белого, красного, зеленого, желтого. Не только на низком каблуке, но и на высоком. Людовик XIV, например, или английские лорды во времена Шекспира. Спрашивается, почему в настоящий момент нельзя разрабатывать обувь для мужчин всевозможных расцветок и форм, и не только на низком каблуке, но и на высоком? Разве не найдутся мужчины, которые с удовольствием будут носить золотистые босоножки на высоком каблуке? Почему модельеры и здесь ничего не делают? Да всё по той же причине, которую я назвал раньше. Вот вам и равноправие!

Теперь возьмём второе направление. Этнография одежды показывает, что юбку во всем мире носят не только женщины, но и мужчины. В Европе - это шотландцы, в Азии - индийцы, пакистанцы, непальцы, бирманцы, таиландцы, филиппинцы, индонезийцы, папуасы Новой Гвинеи и другие народности. В Южной Америке - венесуэльцы, бразильцы, колумбийцы и мужчины Антильских островов. Следовательно, называть юбку женским видом одежды - просто абсурд. Спрашивается, почему для украинских мужчин нельзя разрабатывать юбки? И это в то время, когда брючный костюм носят женщины во всем мире. Да если шотландцы узнают, что их национальное достояние получило признание мужчин Украины, они же придут в восторг! И если юбок для украинских мужчин до сих пор нет в продаже, то это по вине модельеров, которые считают, что в мире моды всё вертится вокруг женщины. Вот вам и равноправие! Это один характерный пример. А вот другой, не менее примечательный - свадебные костюмы для мужчин. Почему только черные? И почему только брючный костюм, да ещё классический? А этнография костюма человека показывает сплошное разнообразие и оригинальность свадебных нарядов не только для женщины, но и для мужчины.

У каждого народа свой свадебный ритуал и свои свадебные костюмы для жениха и невесты. Недаром ведь свадебные костюмы относятся к разряду народных! А наши модельеры упёрлись только в белый и черный цвета. И только в классику, и только в женщину. Да и не только наши, но и большинство зарубежных. Причины те же самые: инертность мышления. К примеру, на основе индийского свадебного наряда для жениха и невесты, можно было бы создать замечательные костюмы и для наших молодоженов. Но, увы! Вот вам и равноправие!

И, наконец, возьмём третье направление. Самое заманчивое и интересное. Гениальный Ив-Сен Лоран раскрепостил женщину тем, что проник своим проницательным взглядом в гардероб мужчины двадцатого века и "опустошил" его, т.е. творчески переработал мужскую одежду и приспособил ее для нужд женщины. Другими словами, одел женщину в мужские одежды, но так, что мужчины пришли в восторг. Такое перевоплощение можно было сделать, только будучи убежденным в том, что одежды ни мужской, ни женской, как таковой нет, а есть просто одежда, которую каждый пол использует по своему усмотрению. В этом можно убедиться, проанализировав технологию производства мужской и женской одежды. С точки зрения технологии изготовления мужской или женской одежды никакой разницы в этом процессе нет. Чтобы произвести одежду для мужчины или для женщины нужно снять одинаковое число мерок, произвести одни и те же операции по раскрою ткани и по соединение деталей раскроенной одежды в единое целое. Любой портной в этом убеждается ежедневно и ежечасно. Скорее всего, Ив-Сен Лоран увидел это в своей работе и сделал соответствующие выводы, что и привело к перевоплощению мужского гардероба в женский. Немного раньше это начала делать Коко Шанель. Она первой начала метаморфозу мужского костюма в женский. Но ещё раньше них такое перевоплощение мужского наследия в женское сделала фирма "Дю Пон", которая в 1942 году подарила женщинам шерстяные колготки, изобретение мужчин эпохи средневековья. А в 1958 году женщины от той же фирмы получили нейлоновые колготки, которые были разработаны на основе всё той же экипировки средневекового мужчины. Вот пусть женщины и, особенно, женщины-модельеры задумаются на минутку, можно ли называть колготки, да и чулки, женской одеждой. Ну не абсурд ли? Давайте представим себе, что и для мужчин тоже начался выпуск шерстяных и других колготок. Спрашивается, чем они будут отличаться от женских с точки зрения технологии их изготовления? Ничем! Отличие возможно лишь в орнаментации колготок для женщин и колготок для мужчин. А это уже зависит от сознания художника. Если художник-модельер будет стоять на позициях равноправия между мужчиной и женщиной в мире одежды, то будьте уверены, по орнаменту они ничем не будут отличаться от женских.

Таким образом, как считает Владимир Назарецкий, настала пора начать действовать по методу Ив-Сен Лорана, т.е. то, что сделал великий модельер в отношении женщин, теперь нужно сделать в отношении мужчин. Проникнуть своим проницательным взглядом в гардероб женщина двадцать первого века, творчески переработать, так называемую, женскую одежду и приспособить её для нужд мужчины.

Другими словами, одеть мужчину в женские одежды, но так, чтобы женщины пришли в восторг. Не ради любопытства одеть мужчину в платье, а так, чтобы женщина аж палей себе прикусила от восхищения! Вот это и будет равноправие. Истинное, реальное и полное. В конце концов, по мнению Владимира Назарецкого, после того как установится реальное и полное равноправие между мужчиной и женщиной в мире одежды, наступят условия для полного раскрытия кокетливой сущности представителей обоего пола, и это будет способствовать тому, что между мужчиной и женщиной возникнет своеобразное творческое соревнование, основанное на кокетстве. Мужчины и женщины будут стремиться создавать свой внешний имидж, непохожий на любой другой. Особенно стремление к неповторимости будет проявляться при подготовке к свадебным торжествам.

Но для раскрепощения мужчины в мире одежды нужно творчески переработать не только гардероб женщины, но и весь арсенал женского костюма: одежду, обувь, головные уборы и аксессуары. Только при таком условии возможен положительный результат, т.е. постижение настоящей эмансипации мужчины. Поэтому третье направление, которое было названо выше, оно основано на диалектике развития мужской и женской одежды. То, что когда-то, было мужской одеждой, становилось женской, и наоборот. И как раз диалектика развития одежды обоих полов показывает абсурдность деления одежды на мужскую и женскую. И целесообразней от этого деления отказаться. Те модельеры, которые поняли вот эту диалектику, они и пошли по пути Ив-Сен Лорана, т.е. начали творчески перерабатывать арсенал женского костюма с целью приспособить его для нужд мужчин, и этим самым поставить точку в деле эмансипации мужчин в мире одежды, без которой невозможно восстановить в правах мужчину, сделать его равноправным в мире одежды. Жан-Поль Готье, Фридрих фон Асс, Эдвард Дункан, Джулия Мортон и Владимир Назарецкий - вот те модельеры, которые пошли по пути Ив-Сен Лорана.

Поэтому третий метод, который использует Владимир Назарецкий в своём творчестве можно назвать диалектическим методом. Сущность этого метода в ходе статьи уже раскрыта довольно подробно. Также думается, что и осуществление возрождения мужской одежды по трём вышеперечисленным направлениям тоже убедительно показано. Остаётся только добавить, что художник-модельер из Луганска Владимир Назарецкий убеждён в правильности выбора своего пути, в правильности принятия решения пойти по пути осуществления эмансипации мужчины в мире одежды с целью восстановления его в правах в этой области общественной жизни. Поэтому он считает Возрождение мужской одежды не только перспективным направлением, но и экономически выгодным.

Эмансипация мужчины в мире одежды - это длительный путь развития, так что работы хватит всем! Было бы желание!

Заканчивая статью, хочется представить на суд читателей несколько эскизов моделей юбок, платьев и сарафанов для мужчин, разработанных художником-модельером Владимиром Назарецким. Смотрите, оценивайте, наслаждайтесь!!!



Подробности спортивная одежда оптом на нашем сайте.

`