Через тернии - к звездам

(краткий исторический экскурс)

27 декабря 1988 года в ДК железнодорожников состоялось первое выступление Шоу-театра моды "Нюанс". И с тех пор этот день считается днем рождения этого удивительного коллектива.

Говоря об истории создания театра, необходимо сделать акцент на том, что этот театр был организован художником-модельером, выпускником Киевского технологического института легкой промышленности Владимиром Всеволодовичем Бондаренко.

Шоу-театр моды "Нюанс" - это один из первых театров моды, который появился у нас в Луганске. У этого театра чрезвычайно тяжелый путь развития и многострадальная судьба. Без всякой материальной и финансовой помощи со стороны, которая отсутствует и по сей день, опираясь только на внутренние ресурсы, театр все-таки смог пройти путь от самодеятельного до профессионального. С 2000 года это - профессиональный театр моды. У него есть своя материальная база - это небольшой Дом моды, который специализируется по производству костюмов концертно-театрального назначения для артистов всех жанров. Директором Дома мод и Главным дизайнером концертных костюмов является Владимир Бондаренко. Есть и своя учебная база - это "Студия искусства моды", которая готовит профессиональные кадры для Дома мод и Шоу-театра моды. В рамках студии работают три факультета: факультет "Искусство костюма", предназначенный для подготовки профессиональных художников-модельеров широкого профиля, факультет "Искусство демонстрации мод", готовящий профессиональных демонстраторов мод высшей категории, и факультет "Искусство грима и прически", назначение которого - готовить профессиональных парикмахеров и визажистов. Прежде чем сказать о своеобразном пути развития театра, необходимо принять во внимание следующий факт. Поскольку у каждого художника есть свои источники творчества, свое направление в моделировании одежды, свои методы и принципы работы, и, самое главное, свой стиль, то все эти характерные черты творческой личности и стали основой того пути, по которому повел свой театр его создатель. Новаторство и эксперименты, без чего немыслимо творчество, как в области моделирования одежды, так и в области показа моделей одежды - вот тот путь, по которому пошел театр со дня своего формирования.

В области моделирования одежды акцент был сделан на превращение моделирования в особый вид живописи, близкий к портретному, на создание образов, которыми можно было бы восхищаться не один десяток лет, на индивидуализацию человека через создание внешнего образа, соответствующего его внутреннему духовному миру, на внедрение равноправия между мужчиной и женщиной в мир моды с помощью разработок всевозможных видов одежды для обоих полов.

В области показа мод акцент был сделан на превращение демонстраций моделей одежды в особый вид демонстрационного искусства путем внедрения театральности в показы мод. Так, исходя из концепции, что мир моды - это мир кокетства, театр начал представлять коллекции моделей одежды бытового назначения в виде небольших театральных пьес, где эти модели обыгрываются, а сам театрализованный показ коллекции получил название демонстрационной композиции. В свою очередь, колекции моделей одежды концертно-театрального назначения стали представляться в концертном изложении: либо в форме небольших вокально-танцевальных сюит, либо либо в чисто танцевальном виде, то есть в рамках той предполагаемой атмосферы, в которой должен существовать концертный костюм артиста. Отсюда и определение театра как шоу-театра моды, ггде нет места традиционному показу мод. Такие известные парижские мюзик-холлы, как "Лидо", "Мулен Руж", "Фоли бержер" - это, по существу, и есть шоу-театры моды. Именно на эти театры ориентируется в своем развитии Шоу-театр моды "Нюанс".

Театр состоит из двух основных групп, которые и предназначены для материализации творческого кредо театра. Группа показа мод, которая носит название "Эксклюзив", предназначена для демонстрации моделей высокой моды, а Шоу-джаз-балет с ласковым названием "Кэтс" - для представления концертных костюмов.

Годы развития театра - это годы и достижений, и неудач. С болью в сердце приходится сожалеть о том, что многие начинания руководителя театра не удалось осуществить из-за отсутствия финансовой поддержки, или же они осуществлены частично. Несколько коллекций моделей одежды остались незаконченными. И тем не менее, в арсенале Шоу-театра моды имеется 140 костюмов, которые составляют шесть коллекций под названиями: "Любовь моя - аэробика", "Лето в бело-голубых тонах", "Таинствнная незнакомка", "Художник и его модели", "С любовью к женщине", "Деловая женщина", а также костюмы к демонстрационным и танцевальным композициям: "Кармен", "Диана", "Черный кот", "Сувенир Таити", "Кузнечики", "Мы из Лас-Вегаса", "Белоснежка и семь гномов", "Сестры Роуз", "Печаль Матильды", "Белая песня", "Солнце мое", "Голубой топаз", "Золотая симфония", "Lady in red", "Принцесса на горошине", "Лирическое настроение", "Эротические сновидения". В настоящее время идет работа над созданием авангардных коллекций моделей одежды из фотокоробок, блоков сигарет и цветного целлофана из цикла коллекций "Мои кумиры", где авангардные модели будут представлены в композиции "Этюд номер один: Пако Рабан". Также готовится коллекция моделей одежды в стиле 70-х годов под названием "Романтика 70-х". Всего подготовлено 15 демонстрационных и 10 танцевальных композиций на базе этих костюмов. Некоторые из них стали фирменными, очень четко представляющими творческое кредо театра.

Театр также располагает богатой фонотекой, танцевальными и демонстрационными музыкальными партитурами. Кроме того, для подготовки профессиональных актеров-демонстраторов мод разработана методика и комплексы учебных программ, которые включают в себя элементы классического танца, бальных танцев, эстрадного танца и актерского мастерства. Разработан совершенно новый предмет, который называется "Искусство демонстрационной походки", который направлен на обучение основам американской походки, походки "Меланж", походки "Мерилин Монро" и французской классической "Дефиле".

Концертная деятельность театра была не частой, но впечатляющей. Некоторые концертные программы театра транслировались по телевидению: в 1990, 1991, 1993 годах по областному и республиканскому телевидению в передачах "6-й канал", "В воскресенье утром", "Новости Луганщины", а также в марте 1993 года по ЛКТ. Но в основном концертная деятельность была представлена на различных сценических площадках города и области: в 1994-95 гг. в ДК железнодорожников, 1-го Мая 1996 года в парке Дружбы, 9-го Мая в г.Счастье и 24 июня в Перевальске. 1-го февраля 1997 года Шоу-театр моды принял участие в первом общегородском фестивале моды, который проходил в Доме творческой интеллигенции "Светлица". А в 1998 году театр к своему десятилетию подготовил концертную программу "Весь мир - театр, и люди в нем актеры", которую показал в спортивно-культурном комплексе "Юность". Эту же программу театр показал в Китайском ресторане. Но в целом в 1999 году концертная деятельность театра проводилась в кафе-баре "Марина". В начале 2000 года в работе театра произошли кардинальные перемены: театр перешел на чисто профессиональный ритм работы. В настоящее время постоянного состава актеров-демонстраторов мод нет. Исполнители подбираются только на конкурсной основе и к конкретной программе, которая либо уже готова, либо готовится в данный момент. Другими словами, по принципу постановки кинофильма: сценарий, режиссер, актеры и итог совместной работы - фильм. В отношении театра этот принцип материализуется следующим образом: концертные композиции, костюмы, актеры-демонстраторы мод, итог - концертная программа. Такой принцип работы обусловлен требованиями экономической целесообразности и наработанным предыдущим опытом деятельности театра.

В 1993 году театр получил статус юридического лица и стал именоваться малым частным предприятием. Именно с этого момента театр начал постепенно превращаться в профессиональный. Такая реорганизация театра повлекла за собой увеличение фронта работ по созданию материально-технической базы, и поэтому концертная деятельность была временно свернута. Все внимание было уделено созданию Дома мод - как МТБ театра и улучшению работы студии - как учебной базы театра. Несмотря на то, что в 1996 году у театра появилось много конкурентов, он не сбавил скорости и продолжает не спеша идти вперед. Уставной фонд театра постоянно увеличивается, средства производства обновляются и пополняются, арсенал костюмов каждый год увеличивается.

У театра уже появились постоянные единомышленники, которые с искренней заинтересованностью сотрудничают с театром. Это учащиеся студии Диана Михайловская и Владимир Назарецкий, хореограф-постановщик Максим Стародубцев, визажист Альбина Перепечаенко, парикмахер Оксана Христич, татуажист Татьяна Демидова и режиссер-постановщик Сергей Косинов.

В октябре 1997 года фирма "Нюанс" стала обладательницей лицензии на выпуск собственной газеты "Нюанс" и информационного бюллетеня "Нарцисс и Афродита" для освещения деятельности Дома мод, театра и студии. В том же году в рамках фирмы появилось концертно-театральное агентство. А с 2000 года Дом мод получил возможность принять на работу двух штатных Топ- и фотомоделей, с помощью которых создаются коллекции моделей одежды. Это Анна Михалева и Елена Григорьева, гордость и краса Дома мод, а опекает их своим вниманием и заботой выпускница "Студии искусства моды", актер-демонстратор мод Альбина Владимировна Перепечаенко.

Поскольку Шоу-театр моды - это фирменный театр Дома мод "Нюанс", то финансирование деятельности театра осуществлялось и осуществляется, в основном, за счет производства концертных костюмов на заказ, за счет работы студии и концертной деятельности артистов концертно-театрального агентства. Но, начиная с 2000 года, руководство Дома мод приняло решение преобразовать театр в самоокупаемое производственное подразделение фирмы "Нюанс". Достигнуть этого предполагается за счет усиления концертной деятельности театра.

В своей работе Шоу-театр моды использует, главным образом, модели одежды, созданные основателем театра, художником-модельером Владимиром Бондаренко, или работы его учеников. Но Шоу-театр моды -это не только его творческая лаборатория, где он материализует свои идеи, но и мастерская, открытая для всех, кто хочет попробовать свои силы в моделировании одежды, демонстрационном искусстве, и даже в области артистической деятельности. Театр и предназначен для всех, кто хочет проявить себя как творческую личность, для этого в нем созданы все условия.

Вопреки всем трудностям, которые выпали на долю этого театра, стержнем, душой его всегда оставался Владимир Всеволодович Бондаренко. Театр - это его жизнь, и с ним он останется до последних дней своей жизни. Он искренне сожалеет о том, что из-за финансовых осложнений, отсутствия материальной поддержки, которые явились истинной причиной разногласий по поводу путей развития театра между его членами, театр покинули самые активные его участники. Некоторые из них основали свои театры моды, другие ушли в педагогическую деятельность, третьи поменяли профессию. Но, как бы там ни было, эти люди вошли в историю театра, и теплые воспоминания о некоторых из них останутся навсегда в памяти основателя Шоу-театра моды "Нюанс". К большой радости руководителя театра, некоторые его ученики возвратились в театр, но уже в новом качестве. Как, например, выпускница студии Альбина Перепечаенко. По этому поводу Владимир Всеволодович сказал, что он будет очень рад, если кто-то из его учеников вернется для работы в театре.

Уже тринадцать лет живет и работает Шоу-театр моды "Нюанс", и мен очень хочется пожелать ему долголетия, творческих успехов, крупных достижений в реализации намеченных планов и, невзирая на все трудности, идти вперед. А руководителю - не терять сил, бодрости духа, воспитывать новые кадры и готовить программы все интересней и интересней.

Алина Чайка,
искусствовед и историограф Дома мод "Нюанс".